Консультация онлайн в Telegram 

Религиозное и культурное влияние Византии способствовало распространению у народов Северного Кавказа христианства, выразительные памятники которого находились в недалёком прошлом поблизости от территории заповедника.

Путешественники XIX века оставили несколько сообщений о монументальных каменных крестах, увиденных ими в долине Сукко.

Первый из крестов известен по сделанному в 1830-е годы рисунку британского разведчика на Кавказе Дж. Белла и выполненной на его основе цветной литографии Г. Бернарда «Греческий крест над долиной Сукко». Основой композиции является монументальный каменный крест, стоящий на склоне поросшей лесом горной гряды. У креста расположились трое вооружённых черкесов. Крест вдвое превышает рост стоящего горца, что позволяет определить его высоту - около 3-3,5 м. Крест имеет форму слегка расширяющейся кверху плиты, в верхней части которой в стороны выступают прямоугольные горизонтальные выступы. В центре перекрестия угадывается рельефное изображение человеческой фигуры. По сторонам традиционная для многих христианских надписей формула NI КА с титлами, над изображением и под ним также короткие буквенные сочетания с титлами IC и XC. Подобные аббревиатуры, обозначающие традиционную формулу «Иисус Христос побеждай!», присутствуют в большинстве средневековых христианских надписей. Ниже расположен текст, выполненный греческими буквами в шесть строк. Прорисовка в меру чёткая, хотя некоторые буквы трудноразличимы. В начале первой строки, несмотря на не совсем точную передачу автором рисунка начертания отдельных букв, без труда угадывается ΕΚΥΜΗΘΗ — «почил, упокоился» — традиционное начало христианских надгробных эпитафий. В последней строке читается слово ΕΤΟС — «год», за которым следуют знаки, передающие его обозначение. Различима лишь первая из них— стигма, обозначающая число 6000 — начальную цифру даты, указанной «от сотворения мира». Форма креста довольно поздняя, что позволяет относить этот надгробный памятник к XIV–XV вв.

Ещё о двух каменных крестах долины Сукко сообщает в книге «Восточное побережье Чёрного моря. Археологические экскурсии» известный российский археолог В.И. Сизов. В 1886 году исследователь посетил долину Сукко с целью выявления здесь древних памятников. Вот что сообщается в его работе об интересующих нас объектах:

«Уже вечером, возвращаясь обратно, проехавши около двух вёрст от устья, я узнал от рабочих, что в поле, возле речки, лежит каменный крест. Ещё до наступления темноты я успел осмотреть и срисовать его: он небольших размеров, высечен из желтоватого мягкого известняка, от времени местами
выветрился и, таким образом, утратил правильность очертаний. Нижняя часть креста расширена к основанию. По-видимому, крест ещё недавно стоял стоймя, обложенный рядами камней.

Другой крест большего размера, по рассказам рабочих, находился по другую сторону реки в лесу. Но солнце уже зашло, и быстро наступившая темнота помешала мне осмотреть другой крест».

В.И. Сизов сопроводил описание рисунком, представляющим реконструкцию памятника в первоначальном, установленном виде. Судя по изображению, четырёхконечный крест действительно расширялся к основанию, оба горизонтальных и верхний вертикальный концы памятника были примерно вдвое короче нижнего вертикального. Они были ровные, без расширения, с закруглёнными торцами. В сноске исследователь привёл замеры памятника:

«…длина креста 5 четв., толщина 1 четв., а ширина или длина перекрестия 3 четверти».

В пересчёте на современную систему мер это соответствует примерно следующим параметрам: высота креста — 90 см, ширина — 54 см, толщина — 18 см.

Обследованный В. И. Сизовым памятник действительно небольшого размера. Форма его отличается от креста, зарисованного Дж. Беллом. О наличии на памятнике надписей исследователь не сообщает — судя по всему, их не было, иначе опытный археолог обязательно обратил бы на них внимание.

Остаётся сожалеть, что исследователю не удалось осмотреть второй крест. Возможно, это был тот же крест, который за полстолетия до поездки В. И. Сизова зарисовал в Сукко Дж. Белл. Отсутствие возможности сопоставления данных об этих двух каменных крестах, заставляет учитывать второй из отмеченных В.И. Сизовым в 1886 году крестов как отдельный памятник.

Анализируя открытые в долине Сукко археологические объекты, В.И. Сизов пишет о каменном кресте следующее:

«Помимо возможности существования христианского населения в этих местах, крест пользовался почитанием до позднейшего времени у самих черкесов, как не раз рассказывает об этом и Белль, но, тем не менее, чрезвычайно трудно утверждать, что этот крест относится к памятникам христианства. В изданиях Фергюссона и Варинга находятся изображения подобных же крестов, относящихся к разряду мегалитических памятников. Во всяком случае, я не берусь решать этого вопроса».

Таким образом, археолог XIX в. не отважился отнести открытый им каменный крест к памятникам христианства, предложив в качестве возможной альтернативы признать его более древним мегалитом. В настоящее время, в силу открытия в районе Анапы большого числа памятников разных периодов христианства (при явно малом количестве известных здесь же мегалитических объектов), нет оснований для иной атрибуции открытого В.И. Сизовым каменного креста, кроме как христианского памятника. Однако его характер — надгробие, памятный крест, мемориальный памятник— установить невозможно.

Таким образом, в долине Сукко было открыто два или три монументальных каменных креста. К сожалению, последующая их судьба неизвестна. Судя по всему, эти редчайшие памятники христианской истории навсегда утрачены для науки.

Ещё в XIX в. кресты находились в вертикальном положении и, возможно, служили у местных черкесов объектами поклонения. В этой связи нельзя не вспомнить известную литографию начала XIX в. «Поклонение черкесов кресту». На ней изображена группа черкесов у прислонённого к дереву креста. Памятник по высоте превышает человеческий рост, он имеет форму стелы, верхняя часть которой оформлена в виде креста с округлыми концами. Действие происходит неподалёку от морского берега: в правой части литографии видна морская гладь и парусный корабль. Подошедшая к кресту женщина намеревается повязать на него платок, остальные персонажи — мужчины, причём в толпе одетых в национальную одежду вооружённых горцев присутствует несколько человек в европейских костюмах, надо полагать, сошедших с корабля. Поскольку упоминаний о монументальных каменных крестах, расположенных вблизи берега моря в каких-либо иных местах Черноморского побережья Западного Кавказа не известно, весьма вероятным было бы предположение, что художник начала XIX в. изобразил один из крестов долины Сукко. Подобное восприятие усиливается сходством изображённой на литографии поросшей лесом прибрежной возвышенности с горой Солдатской, замыкающей долину Сукко у кромки берега моря с юга.

Источник:  Андрей Новичихин, Утриш сквозь века, Издание посвящено 100-летию заповедной системы России и Году экологии

Рассказ Андрея Новичихина можно дополнить более полной цитатой из первоисточника.

Вот что писал Де Мариньи о найденном кресте:

"К вечеру мы решились на прогулку в священную рощу, недалеко от берега. Грубо сделанный крест, верхняя часть которого имеет форму трилистника, освящает это культовое место, никто не посмеет рубить здесь деревья, или даже трогать что либо, помещенное здесь. Сохраняемый здесь символ христианства передан им предками; они не знают, что он собой представляет. Только турки рассказали им, что когда Великий Пророк был на грани убийства в ванной, к окошку подошли ангелы, и сказали ему пролезть сквозь него, чтобы спасти себя; затем тронув его лоб, один сказал, что голова слишком велика, но другой ответил, что это не так, и затем указал на его плечи и живот, как мешающие его побегу, в ознаменование этого и был сделан крест. Они собираются перед ним в определенные дни года, отмеченные торжественными праздниками.

Культ черкесов представляет собой механическое исполнение нескольких языческих и христианских обрядов, извращенных временем и непониманием. Нет ничего определенного, принимая во внимание период, когда христианство попало на Кавказ, и кем оно проповедовалось идолопоклонникам. Довольно общая идея приписывает подобный вид апостольства некоторым крестоносцам, убежавшим от бедствий похода в Святую Землю. Небольшое племя хевсуров, проживающее на Кавказе рядом с осетинами, носят на своих одеждах мальтийский крест из красной ткани, и они раскрашивают его тем же цветом на своих небольших щитах из железа. Французские имена также замечаются среди них, такие как Девилет, Гвиллот, и т.п. Также говорят, что семена христианства были посеяны среди черкесов Святым Андреем; каковое мнение подтверждается некоторыми крестами, найденными на Кавказе, формой сходной с тем, что дал имя этому Апостолу."

Через какое-то время Де Мариньи вернулся в долину и написал следующее:

"Новая священная роща была устроена в части долины с тех пор, как местные жители рассорились с жителями другого берега, которые владели древней рощей, в которой я принес в 1818 свою обещанную жертву. Я был сильно удивлен, обнаружив здесь, взамен креста, подобие виселицы, которую черкесы также используют в качестве символа своей веры.

Тау, которое имеет форму «Т», временами его заменяет, они рассказали мне, что только с течением времени добавили этим различным знакам недостающие части, чтобы сформировать крест, который очень сильно похож на древний знак. Торговые представители не смогли рассказать мне чего‐либо проясняющего эту особенность, а присутствующие черкесы казалось больше ничего не знают. Неопределенность, которая преобладает в религиозных воззрениях этих людей увеличивается с каждым днем, и последние следы христианства, которые полностью вскоре исчезнут, оставят свободное поле религии Магомета, которая и без того слишком быстро прогрессирует.

Я сожалел и о другой священной роще с крестом, который видел здесь раньше, совершенство его форм, дух древности, красота окружающих деревьев, и поклонение, воздаваемое там Божеству многие годы, в самом деле наполняли сердце религиозным чувством."